Актера Евгения Евстигнеева можно считать настоящим человеком-эпохой в театре и кинематографе. Он прожил не очень длинную, но такую насыщенную жизнь, что ему можно просто по-человечески позавидовать. Его фильмография состоит из сотни ролей в картинах самых разных жанров, и ролей в театре не меньше. Одним он полюбился как серьезный персонаж, другие видят в нем неподражаемого комика или драматического героя. Но в любом случае, актер Евгений Евстигнеев не оставляет равнодушным никого.
Биография
Детство Евгения прошло на окраине, которая называлась посёлком Володарского. Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович — металлист, Мария Ивановна — фрезеровщица. Женя рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать. Четыре года он слесарил на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз.Евгений Александрович был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле и даже на вилках. Выступал в разных местах. Однажды в 1946 году в кинотеатр, где в составе джаз-оркестра Евгений играл ударником, пришёл директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Директор от одного актёра узнал, что там необыкновенный ударник, и решил посмотреть. Парень действительно был странный. Он играл так виртуозно и самозабвенно, вытворял с барабанными палочками нечто невообразимое, заслоняя собой целый оркестр и приводя публику в восторг. От него нельзя было оторваться.После того как оркестранты отыграли очередную композицию, Виталий Лебский подошёл к музыканту и спросил его: «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актёром?» На что Евстигнеев простодушно ответил: «Я не знаю». — «Тогда вот вам мои координаты, и я жду вас у себя», — продолжил Лебский и вручил парню бумажку с адресом училища.В 1946 году Евгений был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища. Окончив театральное училище в 1951 году, Евстигнеев был распределён во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского.
В 1954 году поступил в Школу-студию МХАТ, причём сразу на второй курс.
В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ создали «Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового столичного театра — «Современник».
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского).
Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле «Голый король» по пьесе Евгения Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля — Евстигнеев проснулся знаменитым.
Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году — после роли Дынина в фильме режиссёра Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
Последней ролью Евстигнеева в «Современнике» был Дорн в «Чайке» А. П. Чехова в 1970 году.
В 1971 году вслед за Олегом Ефремовым, перешёл в труппу МХАТа. Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. В декабре 1980 года у Евстигнеева случился инфаркт. На рубеже 90-х годов он сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в «Вишнёвом саде», в 1991 году — в АРТели АРТИСТОВ Сергея Юрского — Глова в спектакле «Игроки-XXI». Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак».
В 1988 году году сыграл профессора Преображенского в фильме Собачье сердце.Могила на Новодевичьем кладбище в Москве
Е. А. Евстигнеев умер перед операцией на сердце в Лондоне 4 марта 1992 года.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).Евстигнеев — актёр широкого диапазона ролей, но наиболее удачными были характерные роли. Неброская внешность — сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами — компенсировалась большим артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием. Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически моментально угадывал и формировал персонажа, создавая импровизациями то, что было нужно режиссёру. Евстигнеев вписывался в любой актёрский ансамбль, был абсолютно убедителен и органичен в любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро он заработал себе высокую профессиональную репутацию, участие его в фильме и спектакле гарантировало сенсационный успех.
Евстигнеев был универсален. Положительным героям он даровал скромность, душевную открытость и теплоту, обаяние, интеллигентность; отрицательным — чёрствость, мстительность, умственную ограниченность, отталкивающее поведение.
Граффити портрет Евгения Евстигнеева нарисован на фасаде дома №34 по ул.Обухова (Канавинский район) Нижний Новгород. Стрит арт создан в рамках проекта «Великие Люди». Автор рисунка — Нижегородский уличный художник LexusOne
«Мы очень любим, помним и гордимся свои земляком- Евгением Евстигнеевым»,- говорит автор работы Алексей LexusOne.
Вы можете поддержать наш проект:
Яндекс деньги 41001370974340
Сбербанк +79023088098